Alexander Oleynichenko (alex_oleyni) wrote in history_of_ukr,
Alexander Oleynichenko
alex_oleyni
history_of_ukr

«Национальный герой» Дмитрий Вишневецкий

С обретением независимости Украиной очень важной темой для политической элиты Украины стало историческое оправдание отделения Украины от России. В этом направление националисты, щедро финансируемые с запада,  активно создавали мифы о национальных героях, которые якобы боролись за счастье украинского народа и его независимость. Одним из таких выдуманных героев сделали литовского магната, князя Дмитрия Вишневецкого(1516/7-1563). В высокопарных словах призывает историк Сергійчук В.  изучать «подвижницьку, героїчну діяльність Дмитра Івановича Вишевецького, віддати належне його заслугам не тільки на терені захисту рідної землі від ворогів, а й у справі організації українського козацтва, піднесення його на високий рівень європейських політичних зв’язків» (Сергійчук В., Іменем війська Запорозького)

Националистические сайты рассказывают о том, что Вишневецкий боролся за независимость Украины, используя противоречия между Турцией, Россией и Польшей, имел в голове проекты создания независимого государства и даже начинал создавать отдельные институты украинской государственности. Последуем призыву Сергейчука и попытаемся разобраться в том, что известно из исторических источников о Дмитрии Ивановиче Вишневецком.

Дмитрий Вишневецкий происходил из знатного литовского рода Корибута Ольгердовича в (православии Дмитрий; ум. после 1404). Корибут был сыном  великого князя литовского Ольгерда от второго брака с тверской княжной Ульяной Александровной. Другими словами происходил из династии Гидеминовичей. Корибут был князем новгород-северским до 1393 года, а после збаражский, брацлавский и винницкий. В 1385 году Корибут подписал вместе с братьями акт Кревской унии, объединившей Королевство Польское и Великое княжество Литовского под началом Ягайло. Имел трёх сыновей (Ивана, Сигизмунда и Фёдора) и трёх дочерей (Анастасию, Елену и Марию). Потомками третьего сына Федора считаются князья Збаражские и Вишневецкие.

Здесь интересно посмотреть, как об этом пишут украинские националисты. Вот цитата из статьи Богдана Сушинского на сайте  http://www.shynok.com.ua/kozak/kozacki/2593-vyshn.html

«Походив він з одного з найдавніших і найславетніших українських князівських родів Вишневецьких, що, в свою чергу, брав початки від удільних волинських князів Гедиминовичів, а ті вбачали своє родове коріння в династії турово-пінських Рюриковичів».

Здесь что не фраза, то перл. Оказалось что Гедиминовичи – это не литовские князья, а удельные волынские и более того им еще приписывается происхождение от Рюрика. Хотя хорошо известно, что Гедимин (1275-1341) был литовский князь, сын литовского князя Витеня и был потомком литовского же князя Сколоменда. Никаких данных о происхождении литовских князей от Рюрика не существует в природе. Интересно также понять для чего все это выдумывается. И у того же пана Сушинского мы читаем: «по суті, за своїм генеалогічним древом Дмитро Вишневецький міг претендувати не тільки на титул Великого князя Київського, а й на престол короля України». При всей амбициозности князя Дмитрия Вишневецкого, такое ему в голову не могло прийти даже в самых сладких снах. На сайте Запорожской Сичи Вишневецкому приписываются планы, по разгрому Крымского ханства и созданию нового киевского княжества, при этом также сообщается о неких династических правах: «а вже тоді можна було б подумати і про відродження Великого князівства Київського, на трон якого Вишневецький мав усі династичні права.» (http://www.sich.in.ua/index.php?module=articles&act=show&c=4&id=22)

Выдумывание такой генеалогии и происхождения от Рюрика необходимо националистам, чтобы объяснить мотивы действий Вишневецкого по созданию казацкого войска и приписать ему некие планы по возрождению киевского княжества. Нужно сразу отметить, что ни сам Вишневецкий не высказывал таких планов, ни кто-либо из современников не приписывал ему таких планов. Другими словами, это есть исключительно плод буйной фантазии историков-националистов.

Дмитрий, или как его в народе еще называли Байда, Вишневецкий родился в 1516 или 1517 году в местечке Вишневец и был одним из четырёх сыновей Ивана Михайловича Вишневецкого от его первой жены Анастасии Семёновны (из рода Олизаров). Это был обычный польско-литовский шляхтич. Ничего «украинского» в его родословной не было. Сам он себя украинцем тоже не называл, как не называл украинцем себя и Богдан Хмельницкий, который жил значительно позже. Он владел обширными землями в Кременецком повете, в том числе родовой резиденцией в городе Вишневец и жил за счет населения этих областей Украины. В 1550—1553 годах Вишневецкий был старостой Черкасского и Каневского поветов.  Территория Украины, как и России, подвергалась в это время постоянным набегам крымских татар. В 1549 году семья двоюродного брата Федора Вишевецкого попала в плен к крымским татарам и сам польский король просил в 1552 году отпустить княжну Вишневецкую. Для защиты от этих татарских набегов и прежде всего своих владений Вишневецкий одним из первых догадался объединить казаков. Он считается одним из первых организаторов казацкого войска.  На собственные средства построил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок. Он стал прототипом Запорожской Сечи. Нужно также отметить, что все историки стараются представить деятельность Вишневецкого по организации казацкого войска, как чисто оборонительную миссию, направленную для защиты населения от татарских набегов. Это подтверждает грамота польского короля, направленная Вишневецкому. Но в реальности конечно, Вишневецкий руководствовался не только этим. Одним из мотивов Вишневецкого было и желание быстрого обогащения. Каждый набег на крымские улусы, сопровождался захватом большой добычи и угоном скота. Так в одной из жалоб турецкого султана отмечается, что весной 1552 года Вишневецкий захватил овец на сумму 6745 акчей, 196 лошадей и 245 волов. Естественно, что он не был Робин Гудом, и большая часть добычи, как предводителю доставалась ему. В эту деятельность Вишневецкого польский король особо не вмешивался. Разбойный люд, который раньше никак не контролировался, теперь организовывался и направлялся на защиту южных рубежей государства. С другой стороны он был всегда под присмотром родовитого литовского шляхтича. Особой поддержки король не оказывал Вишневецкому, но и не препятствовал. Также польский король закрывал глаза на постоянные сношения  Вишневецкого с русским царем Иваном Грозным. Его инициативы по противодействию набегам крымских татар встретили поддержку в Москве.  Но это в определенной степени было в интересах и польской короны. Рост могущества России Польша хотела использовать в своих интересах и повоевать чужими руками за свои интересы. Поэтому польский король никак не противодействовал организации совместных походов казаков и русских войск на крымских татар.   Нужно также представлять себе границы России и Польши во времена Ивана Грозного. Россия с 1508 года владела землями Новгород-Северского и Черниговского княжеств, фактически всей северной территорией современной правобережной Украины. Эта территория была потеряна Россией только на короткий промежуток между 1618-1654 годами. Фактически Днепр был границей между Польшей и Россией.

Согласно Никоновской летописи в Москве был решен вопрос о походе на турецко-татарские земли в марте 1556 года. Перед этим была достигнута письменная договоренность о совместных действиях с Вишневецким. Русские войска под предводительством дьяка Матвея Ржевского спустились на челнах по Пселлу к Днепру, где соединились с казаками Вешневецкого. Это не вызвало никакого противодействия Польши, так как правобережная Украина, где протекает Псел, не контролировалась Польшей. В результате совместного похода на юг были разорены земли турецкого султана возле Очакова. Это вызвало возмущение в Стамбуле. Султан потребовал от польского короля, чтобы тот усмирил Вишневецкого. Польская корона в ответ перевела стрелки на Москву. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 году замок на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и разрушен. Уже в 1556 году начинаются переговоры о переходе Вишневецкого на службу к русскому царю.  И царь посылает грамоту и деньги Вишневецкому, о чем и сохранилась запись в документах. «В сентябре 1556 г. бил челом Михаил Ескович, чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить, а от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Кортицком острову город поставил против Конских вод у Крымских кочовищ. И царь и великий князь послал к Вишневецкому детей боярских Ондрея Щепотова да Нечая Ртищева да того же Михайла с опасною(тайною) грамотою и из жалованьем». (ПСРЛ. т.13)  В1556 году 16 октября в Москву приехали Андрей Щепотов и Нечай Ртищев с атаманом Еськовичем и передали: «А приказал князь Дмитрей, что он холоп царя и великого князя и правду на том дал, что ему ехати ко государю, а пошел воевати крымских улусов, и под Ислам-Кирмен, служачи царю и великому князю». (ПСРЛ. т.13) После этого Вишевецкий взял Ислам-Кирмень, о чем пишет русский посол Федор Загряжской в своем донесении в декабре 1556 года: «сее осени о Покрове Вишневецкой князь Дмитрей взял Ислам Кирмень и людей побил и пушки вывез к себе на Днепр во свой город».  (ПСРЛ. т.13) В ноябре 1557 года после разгрома Хортицкой крепости Вишневецкий со своими казаками окончательно перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу и в Москве: «целовал государю крест, что ему служить царю и великому князю во веки». (ПСРЛ. т.13) Ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. В ответ Иван Грозный ожидал верной службы и активной борьбы с турецко-татарской угрозой. И уже вначале 1558 года Вишневецкий вместе с 5000 стрелецким войском и казаками выступает на юг из Москвы. В июне 1558 года поступает донесение о том, что он ходил к Перекопу, но крымцев не встретил; потом на Тованский перевоз и вернулся на Хортицу, после чего дождался дьяка Матвея Ржевского и снова отправился снова на Ислам-Кермень и к Перекопу, но татар опять не встретил. Это вызвало подозрения у Ивана Грозного, он выслал жалование, но вместе с ним послал детей боярских управлять казаками, а Вишневецкому приказал приехать в Москву. После этого Иван Грозный отправляет в 1559 году Вишневецкого под Азов. Возле Азова на речке Яйдаре Вишевецкий побил крымцев и прислал в Москву 14 пленных. В то же время посланный вместо Вишневецкого на крымские улусы Даниил Адашев, совершил удачное нападение на Очаков, захватили два турецких корабля, богатую добычу и вернулись без потерь на Монастырский остров. В сентябре 1560 года Вишневецкий возвращается с Дона в Москву.  С собой он привел черкесских послов, которые просили назначить им воеводу. «Месяца февраля отпустил царь и велики князь въ Черкассы по ихъ челобитью воеводу своего князя Дмитрея Ивановича Вишневетцкого» (ПСРЛ. т.13) Вишневецкий зимой 1562 года был в Москве, а в апреле 1562 года отправлен в низовья Днепра «недружбу делати царю крымскому и королю Литовскому». Тем временем в Москве происходила смена политического курса. Иван Грозный постепенно разобрался с тем, какие тайные сношения имеют отдельные бояре и князья с польским королем, как через них осуществляется ориентировка московского двора на войну с Крымом и турецким султаном. Постепенно члены этой пропольской боярской партии попали в опалу.  Дмитрий Вишневецкий, который был также сторонником войны против Крыма и турок, а не в Ливонии, мог также попасть под подозрение. Скорее всего, Вишневецкий почувствовал перемены в политике Ивана Грозного, и решил не испытывать судьбу. Уже в июле 1562 года Иван Грозный узнает из донесения, что Дмитрий Вишневецкий переметнулся на сторону короля польского. Несмотря на свои измены, Вишневецкий, как это не странно, был благосклонно принят королем польским. И это не случайно. Его предательство и переход на службу к русскому царю, было в определенном смысле выгодно польской короне, так как это снимало обвинения с Польши в агрессии против крымского ханства и турецких владений в Причерноморье, втягивало Турцию и Крым в войну с Россией и отвлекало от собственно владений Речи Посполитой на Украине. В декабре 1562 года Вишневецкий отправляется на сейм вместе с польским магнатом Ольбрехтом Ласким в Краков. Сигизмунд-Август официально объявил, что Вишневецкий   был  в  Московии не потому, что желал служить русскому царю, и не потому, что предал за деньги, а чтобы лучше узнать, что «творится во вражеском стане и тем как можно лучше послужить Речи Посполитой». После этого Вишневецкий вместе с Ольбрехтом был встречен массой польского народа в Кракове с радостными приветствиями, как национальный герой.  Опять же, что в этом украинские националисты видят особо патриотичного, понять трудно. Возможно служение польской короне, понимается как своеобразный украинский патриотизм. После этого Ольбрехт стал уговаривать Вишневецкого на поход в Молдавию, в расчете на присоединение ее к Речи Посполитой. Но и сам Вишневецкий не прочь был стать там князем, хотя уже одряхлел и не мог держаться в седле. Он отправился в Молдавию с 4000 казаков. В это время Василид и Томжа боролись за власть в Молдавии. Томжа осаждал Василида в Сучавском дворце, сам Вишневецкий по случаю болезни ехал сзади на возу. Его отряд прискакал ко дворцу и потребовал молдавской булавы для своего князя. Томжа согласился, снял осаду и двинулся навстречу Вишневецкому, но когда увидел, что с ним лишь небольшой отряд, решил напасть. Люди Вишневецкого были перебиты, а сам Вишневецкий и несколько его спутников поляков спрятались в копне сена. Их выдал мужик, приехавший за сеном. Полякам после пыток, отрезали носы и уши, и отпустили в Польшу. А Вишневецкий и Пясецкий были выданы турецкому султану Селиму II. В результате он был подвергнут мучительной казни в Стамбуле в 1563 году.

Исходя из биографии и родословной Дмитрия Вишневецкого никак не складывается впечатление, о неком украинском патриоте, борющемся за независимость Украины. Сам себя он украинцем не называл, по крайней мере, нет никаких письменных подтверждений этого. По происхождению он был литовский шляхтич. С легкостью присягал и изменял. Гонялся за княжескими титулами, то стремился стать князем у черкес, то в Молдавии. Даже сама смерть его показывает, что боролся он за власть, причем не на Украине, и не за независимость Украины, а в вассальном турецкому султану княжестве.  Тем не менее, националистический историк Сергейчук В. пишет о том, что «Вишневецький не лише був готовий як і багато інших патріотів-феодалів, віддати власне життя за честь і свободу української землі». (Сергійчук В.) В чем он видит патриотизм, и борьбу «за честь и свободу украинской земли», трудно сказать.  Наверное, Сергейчук это усмотрел в борьбе за молдавский престол, если исходить из того, за что погиб Вишневецкий. Приблизительно, то же самое пишут о Дмитрии Вишневецком и другие украинские историки-националисты. Литовскому магнату и авантюристу приписывается некое украинское самосознание, украинский патриотизм, планы по созданию некоего киевского княжества и независимой Украины, которые не зафиксированы ни в одном документе. Эти приписки и домыслы обставляются высокопарными словами, добавляющими романтически-героический ореол. Так бесхитростно и создается миф про национального героя.

Tags: Дмитрий Вишневецкий, История Украины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment